english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

Александр Иванов – великий подвижник русского искусства.

Версия для печати Отправить на e-mail
24.04.2009
Александр Иванов – великий подвижник
                        русского искусства.


Есть люди, вся жизнь которых – служение идее, родине, любимому делу, вере. Именно таким человеком был великий русский живописец Александр Иванов. Художник мыслитель, психолог, раскрывший в своих произведениях глубины человеческих душ, он восхищал современников принципиальностью и целеустремленностью в искусстве. «Каково бы ни было достоинство моей кисти, я все-таки не могу согласиться, чтобы она служила такому делу, истины которого я не признаю» - говорил Александр Иванов.
     Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Петербурге. Его отец известный живописец Андрей Иванов был профессором Петербургской Академии художеств. И с самого раннего детства приобщал сына к искусству. В одиннадцать лет Саша был принят учеником в Академию и уже первая его серьезная работа «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824г.)  показала силу таланта семнадцатилетнего юноши. После успешного окончания Академии, Обществом поощрения художников А.Иванов был направлен для совершенствования мастерства в Италию, где и прошла большая часть его жизни. Ради этой поездки он отказался от женитьбы, и на долгие годы разлучился со своими близкими и родными, многие из которых уже не дождались его возвращения.
     Прекрасные памятники древнего мира, искусство итальянского Возрождения, красочная и мягкая природа Италии произвели на Аполон, Гиацинт и Кипарис, играющий на флейте. А.Иванов художника огромное впечатление. Написанная в начале 1830-х годов картина «Апполон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой и пением», наполнена живым восприятием античности, восхищением красотой южной природы. Для этой работы он впервые делает этюд с натуры – карандашный рисунок мальчика играющего на свирели. С самого начала жизни в Италии художник задумал написать большую картину, сюжет которой, имел бы общечеловеческое значение, и много работал над эскизами на библейские темы, понимая, что найти подобный он сможет именно в Библии. В 1834 году им создана замечательная картина «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Она имела большой успех, принесла автору звание академика и стала «пробой пера» перед началом работы над произведением всей его жизни.
 А.Иванов, наконец, нашел сюжет будущей картины «Явление Христа народу». Академик А.Н. Мокрицкий в середине прошлого века отмечал, что "сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека". Работа над картиной продолжалась около двадцати лет. Все эти годы А. Иванов вел уединенную, подвижническую жизнь, полную напряженного труда. Об этом в своем письме писал Н.В. Гоголь, с которым художника связывала близкая дружба: "Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что, уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы". Художник создал более шестисот эскизов и этюдов с натуры, копировал произведения старых мастеров, добивался разрешения на поездку в Палестину, к подлинным местам, где происходило изображаемое им событие, но путешествие не состоялась, и он изучал природу Италии. Пейзажные этюды Иванова свободны от академизма, передают живое ощущение красоты Голова Иоанна Крестителя. А.Ивановокружающего мира, полны внутренней гармонии и покоя. В многочисленных этюдах к образам Христа, Иоанна Крестителя и других персонажей картины А.Иванов искал единственно верные внешние черты и душевное состояние героев. В картине есть два второстепенных, но примечательных персонажа. Одному из них – страннику с посохом художник придал автопортретное сходство, другой – странник в темно-коричневой хламиде «ближайший к Христу» похож на Н.В.Гоголя. В процессе работы он создал свой особый  метод последовательного воплощения замысла путем изучения и переосмысления натурных, жизненных впечатлений. Живые люди с их страданиями, верой и надеждой вошли в картину вместо традиционных канонических академических образов. Хотя учеников у Александра Иванова не было, этот метод в дальнейшем использовали многие поколения русских художников: В.Суриков, И.Репин, Д.Поленов, Н.Ге и другие. Великий мастер наполнил свое произведение глубоким социальным, нравственным и духовным содержанием которое по сей день волнует зрителей. Он много лет самоотверженно трудился над ним, несмотря на то, что, столь долгая работа над одной картиной вызывала непонимание у чиновников в Петербурге, и постепенно материальное положение Иванова ухудшалось. Как это часто бывает «Явление Христа народу» не сразу было понято и оценено "Явление Христа народу" А.Ивановсовременниками. Сам художник не был удовлетворен своей работой, и не закончил картину. Разочарованный он писал: «Картина не есть последняя станция, за которую надобно драться. Я за нее стоял крепко в свое время и выдерживал все бури, работал посреди их и сделал все, что требовала школа. Но школа - только основание нашему делу живописному, язык которым мы выражаемся. Нужно теперь учинить другую станцию нашего искусства – его могущество приспособить к требованиям времени, и настоящего положения в России».  Иванов стал думать о монументальном искусстве, позволяющем обратиться к самому широкому кругу зрителей. В середине 1840-х годов под влиянием славянофилов стал интересоваться древнерусской и византийской живописью. Стремился понять  образно – символический язык иконописи. Он создает эскизы «Воскресение Христа» для строящегося в Москве Храма Христа  Спасителя. В то время художники писали для церкви в холодной академической манере. Иванов хотел противопоставить им работу в традициях древнерусской иконографии. Эта попытка не имела успеха, но он продолжал искать возможности соединить реализм с условным языком.
     Последние восемь лет жизни в Италии Иванов работал над серией «Библейских эскизов», задуманных для росписи грандиозного храма. Это более двухсот акварельных листов, иллюстрирующих Библию и Евангелие, выполненных с потрясающей свободой и легкостью, за Библейские эскизы Александра Ивановакоторыми стоят долгие годы титанического труда художника. Что бы лучше понять и проникнуться атмосферой времени он изучал искусство и археологию Востока, древней Византии. Реальная, обыденная жизнь людей соседствует в эскизах с чудесами, непостижимыми сверхъестественными божественными явлениями. Иванов сумел передать весь драматизм и духовное напряжение событий. Идея расписать храм так и не была осуществлена, но в этих рисунках он воплотил все свои сложные и многолетние художественные и философские поиски, достиг высшего мастерства.
     В 1858 году художник вернулся в Россию. По прибытии в Петербург ему пришлось хлопотать об устройстве выставки и продажи картины «Явление Христа народу», которая была холодно встречена публикой и критикой. Он мечтал, продав картину, уехать в Москву и приступить к осуществлению новых, грандиозных замыслов. Но, прожив на родине всего два месяца, Александр Иванов заразился холерой и умер 3-го июля 1858 года. Известие о покупке картины царем Александром II  и награждении орденом Святого Владимира пришло уже после его смерти. Впоследствии, в 1877 году, согласно воле художника, по завещанию его брата Сергея Иванова, творческое наследие великого живописца было передано в Румянцевский музей в Москве, а ныне находится в Третьяковской галерее.  

Ольга Марьяновская    
 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
Обработка мрамора Москва строится все о мраморе
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта