english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

А.П.Рябушкин – бытописатель старой Москвы.

Версия для печати Отправить на e-mail
24.04.2009
Андрей Петрович Рябушкин замечательный русский художник, мастер историко-бытового жанра и бытописатель крестьянской жизни конца XIX -  начала XX века.
 А.П.Рябушкин родился 17 октября 1861 года в крестьянской семье. Его отец и старший брат были иконописцами, и маленький Андрей помогал 
им в работе. Он рос очень одаренным, помимо способностей к рисованию  обладал большой музыкальностью и красивым голосом. Его, совсем ещё ребенка часто приглашали петь в церковном хоре. Такая нагрузка была непосильна для мальчика, и однажды он сорвал себе голос. Впоследствии Рябушкин всю жизнь очень любил музыку, играл на разных инструментах. Он рано осиротел. Благодаря помощи молодого художника А.Х.Преображенского – земляка и друга семьи Рябушкиных, он в 14 лет уехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Годы учебы были нелегкими: нужда, одиночество в большом городе. Но в училище, известном своим демократизмом, педагоги быстро заметили способного юношу, и старались помочь. За успехи в учебе его освободили от оплаты за обучение, и наряду с другими талантливыми и бедными студентами он получал денежные награды. Это было время расцвета Московского училища живописи, ваяния и зодчества, там преподавали В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов, братья Сорокины. Особым авторитетом и любовью учеников пользовался Василий Перов, оказавший на Рябушкина большое влияние. Он не навязывал ученикам своих взглядов, берег их индивидуальность, относился как к младшим коллегам. Среди его учеников были: А.Архипов, М.Нестеров, С.Коровин, С.Малютин, С.Иванов. Рябушкин считался его  любимцем, но уже в ранних работах проявлял самостоятельность. Одна из его первых серьезных работ «Крестьянская свадьба», написанная в годы учебы в Москве уже была приобретена П.М.Третьяковым. 
russkaya_semya.jpg
После смерти любимого учителя, Рябушкин, не окончив училища, перешел в Петербургскую Академию художеств. В стремлении к профессиональному росту, совершенствованию он был не одинок. Многие молодые художники, после Московского училища, поступали в Академию, но, разочаровавшись, впоследствии, бросали учебу. Обстановка и преподавание в Петербурге сильно отличались от Москвы. Жесткие академические рамки, далекие от реальной жизни темы учебных заданий, консервативные педагоги. Но А.Рябушкин «прижился» в Академии, успешно выполнял программу, награждался медалями. Он сумел воспринять все лучшее, что могла дать академическая школа, умножил свое мастерство, но сохранил индивидуальность, независимый и непосредственный взгляд на мир. В жизни Андрей Рябушкин был очень мягким и застенчивым человеком, за что пользовался большой любовью товарищей, в искусстве же он проявлял удивительную твердость и настойчивость. Он мог ярко решить любое академическое задание, вдохнуть в него жизнь. Картина «Снятие с креста. Голгофа» 1890г., завершившая долгие 8 лет учебы в Академии, произвела большое впечатление на современников, и была приобретена в Третьяковскую галерею.
     Что бы заработать на жизнь Рябушкин много рисовал для журналов «Исторический вестник», «Нива». Увлеченному русской историей художнику особенно удавались иллюстрации к историческим произведениям. Постепенно сформировался круг интересов мастера: исторический жанр и жизнь родного художнику крестьянства. Награжденный после окончания Академии из личных средств президента великого князя Владимира Александровича  двухгодичной командировкой, он использовал её не для традиционной поездки за рубеж, а для путешествия по России. Он посетил Москву, Киев, Новгород, Псков и другие древние русские города. Накопленные в этих поездках впечатления и знания, позволили художнику правдиво изображать в картинах жизнь и быт Руси. После возвращения из поездки Рябушкин принял участие в работе над росписями храма Воскресения в Петербурге, но для его слабого здоровья петербургский климат и богемная жизнь были вредны, и он переезжает в имение своего друга И.Ф.Тюменева в Новгородской губернии. В этих местах он прожил до конца дней. Здесь им были созданы картины и множество этюдов, рассказывающих о жизни простых крестьян, для которых он всегда был своим человеком. Там Рябушкин одну за другой пишет исторические картины: «Потешные Петра I в кружале» 1893г., «Сидение царя Михаила 3168.jpgФедоровича с боярами в его государевой комнате». 1893г. Эти работы отличаются жизненностью, простотой и вместе с тем достоверностью, точностью в передаче исторической обстановки. Более всего художника интересовали обыденность, неприкрашенный быт древних россиян. Глядя на его исторические картины, мы, современные зрители можем явственно почувствовать связь времен, преемственность с героями его произведений. Картина «Московская улица XVII века в праздничный день» 1895г. изображает жизнь москвичей. В осенний воскресный день, возможно, где- то в Замоскворечье, недалеко от Кремля, народ расходится по домам из церкви, после обедни. В пестрой толпе и бояре, и купцы, и нищий.
      Художник задумывал воспроизвести типы главных слоев общества XVII века и хотел создать целую серию картин. К сожалению, им была написана только одна подобная работа – «Семья купца в XVII веке» 1896г.. Композиция картины построена так, как будто бы герои в действительности позировали художнику. Смешные женские лица, набеленные и раскрашенные по тогдашней моде, энергичное лицо главы семейства, нарядные одежды, все написано, верно, с желанием проникнуться жизнью того времени. В 1899 году Рябушкин  cоздал небольшое полотно «Русские женщины XVII века в церкви». Это одна из лучших его картин, выставленная на Всемирной выставке в Париже, она была отмечена почетным дипломом и приобретена в Третьяковскую галерею.
С 1899 года художник стал выставляться на выставках «Мир искусства», участвовал в оформлении иллюстрациями роскошного издания 3167.jpg«История царской охоты» Н.И.Кутепова. С середины 90-ых годов работал для церкви: создал эскизы росписей для соборов в Новороссийске, Варшаве, церкви в Петербургской консерватории. Последние годы жизни А.Рябушкина стали наиболее плодотворными. Достигнув полной творческой свободы и мастерства, он много писал, несмотря на открывшуюся у него чахотку. Всю жизнь отличавшийся непрактичностью, бессребреник Рябушкин в конце жизни поселился в маленьком собственном домике, построенном в усадьбе друзей. Он так никогда и не женился, оставаясь одиноким, находя пристанище в семьях близких ему людей. Возможно, это чувство одиночества художник выразил в картине «Свадебный поезд в Москве» 1901г. От радостной, шумной свадебной процессии, едущей по улице, решительно уходит одинокая и грустная девушка. Вид московской улицы он повторил с рисунка XVII века, сделанного иностранным путешественником. В это же время написаны и другие наиболее удачные и известные произведения: «Едут» 1901г., «Пожалован шубой с царского плеча» 1902г., «Чаепитие» 1903г., «Московская девушка XVII века». 1903г..
     Будучи смертельно больным, Рябушкин не хотел верить в близкую кончину. Строил грандиозные планы, ведь ему было всего 43 года. 27 апреля 1904 года он умер в самом расцвете творческих сил.  Похоронили его в селе Добром под Петербургом, рядом с церковью, для которой он писал иконы. К сожалению, художник небрежно относился к своим произведениям. Многие были им уничтожены, раздарены, проданы за бесценок. Но те, что сохранились, украшают сегодня крупнейшие музеи России.  

                                                                                                      О.В.Марьяновская

 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
Атлас Кременчуга, список фирм и предприятий города, телефоны, адреса.
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта