english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

Три века в доме на Тверской

Версия для печати Отправить на e-mail
02.12.2017
"Три века в доме на Тверской". 
ул. Тверская дом 14 
 
 "Государственный музей – гуманитарный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского» находиться в одном из известнейших московских зданий по адресу улица Тверская 14. Судьба этого дома связана с именами многих великих и выдающихся людей, удивительна тем, что соединила и примерила дух и события разных эпох. Экспозиция музея вместила в себя рассказ о славном прошлом старинного особняка, страницах истории отечества, и наших современниках, мужественно преодолевающих недуги и ограниченные возможности по примеру писателя Николая Островского.
Некогда великолепный дворец был построен в конце XVIII  века по проекту замечательного архитектора Матвея Казакова для Екатерины Козицкой вдовы Григория Козицкого - статс-секретаря императрицы Екатерины II. Следующим его владельцем был один из 
z.volkonskaya_by_o.kiprenskiy_1830_hermitage.jpg
образованнейших людей своего времени дипломат, князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, прозванный современниками «Московский Аполлон» за красоту и любовь к искусству. Одна из его дочерей, княгиня Зинаида Александровна Волконская, поселилась в наследном особняке на Тверской в 1824 году. Блестящая светская красавица, дружившая с императором Александром I, была умна, великолепно образованна и обладала многими талантами. Играла в любительских спектаклях, прекрасно пела, писала музыку, стихи и прозу. В 1827 году А.С. Пушкин преподнёс ей экземпляр своей поэмы «Цыганы», сопроводив подарок стихотворным посланием «Княгине З.А. Волконской»:
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений. 
Устав от пустой светской жизни Петербурга, в Москве княгиня окружила себя искусством и людьми творческими, свободомыслящими. Литературно-музыкальный салон Волконской был очень популярен в 1824-1829 годах, в нём бывали: А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг, Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский, В.А. Жуковский, М.Н. Загоскин, М.Н. Погодин, К.К. Павлова, польский поэт Адам Мицкевич, композиторы А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский. В салоне не было места карточной игре и сплетням, здесь устраивались литературные чтения, концерты и спектакли. П.А. Вяземский вспоминал: «Тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Всё в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли». 26 декабря 1826 года Зинаида Волконская устроила прощальный вечер для своей невестки Марии Волконской, уезжающей в Сибирь в ссылку к супругу, декабристу Сергею Волконскому. Это событие вошло в историю и литературу, описано в воспоминаниях М.Н. Волконской, в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». Был на вечере и А.С. Пушкин, посвятивший декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд…» В 1829 году салон прекратил существование, потому что, княгиня З.А. Волконская, принявшая католичество, навсегда переехала в Италию, где так же привлекала к себе людей искусства. 
В дальнейшем особняк был не раз перестроен, и зал, где находился знаменитый салон, не сохранился, но сегодня в музее создана экспозиция «Салон княгини З.А. Волконской» или «Театр эпохи аристократов», реплика интерьера конца XVIII - начала XIX века, воссоздающая дух «золотого века» русской культуры. Авторы: Т.П. Поляков, Н.Н. Сосновская - концепция, А.С. Шапин - проект. В экспозицию зала включены подлинные экспонаты начала XIX века - произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, книги с афтографами З.А. Волконской и  её современников.
В середине XIX века в особняке на Тверской началась совсем иная жизнь, созвучная времени. На смену древней аристократии пришла молодая российская буржуазия - деловые люди новоиспеченные «крезы», многие из которых вышли из бывших крепостных крестьян. В истории дома купеческая Россия заняла своё место. В 1860- е годы здесь находился пансион Э.-Х. Репмана, в котором учились дети богатых людей, в основном из купеческого сословия. Среди его питомцев был Алексей Петрович Бахрушин из известной московской династии предпринимателей и благотворителей, ставший впоследствии коллекционером-библиофилом. По его воспоминанием, пансион представлял собой смесь педагогической чопорности и детского веселья: его маленькие обитатели резвились вокруг обломков бывшего аристократического салона. Другой ученик Репмана, будущий известный фотограф Э. Готье-Дюфайе запечатлел Москву начала XX века на многочисленных фотоснимках. Впоследствии домом владели богатейшие купеческие семьи: Носовы, Ланины, Морозовы, а в 1898 году его приобрел успешный купец Григорий Елисеев. Он осуществил глобальную перестройку старинного дома, приспособив его для новых коммерческих целей. В. А. Гиляровский писал, что особняк несколько лет «был плотно обшит тесом», строительство осуществлял инженер-архитектор Г.В. Барановский. 23 января 1901 года состоялось торжественное открытие московского магазина Г.Г. Елисеева. Проходивший под домом проезд, в который когда-то въезжали кареты стал главным входом в магазин, комнаты первого и второго этажа превратились в огромный торговый зал, поражавший современников своим великолепием, пышной декоративной отделкой стен, роскошными люстрами, и конечно, изобилием продуктов и вин. И сегодня этот интерьер производит сильное впечатление, а москвичи по-прежнему называют магазин Елисеевским. Часть пространства третьего этажа дома было отведено под шикарные гостиничные «квартиры», которые в 1901 году снимали члены Литературно-художественного кружка – клуба московской интеллигенции. Среди них - самые известные писатели, актеры и музыканты Москвы начала 20-го века. Один из залов музея - «Театр эпохи эклектики и модерна», посвящен этому периоду в истории российской культуры и в истории дома. 
n_ostrovskiy.jpg
С 1918 года особняк стал называться 1-ым домом Совнаркома, в квартирах поселились советские ответ работники. Но и в это время судьба привела в его стены неординарного творческого человека, в 1935-1936 годах в одной из квартир прожил последний год своей жизни Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь». Тяжело больной Островский с 23 лет был прикован к постели, в 27 лет потерял зрение. Ещё молодой  жизнелюбивый человек, он стремился быть полезным обществу, искал возможность для самовыражения, и нашёл смысл жизни в литературном творчестве. Физическая беспомощность и многочисленные трудности не помешали Н.А. Островскому реализовать свой талант. Необыкновенные мужество и сила воли помогли писателю создать произведение, ставшее очень популярным среди советской молодёжи, прославиться в СССР и других станах. В квартире на Тверской он работал над первым томом своего нового романа «Рожденные бурей», который успел завершить перед самой кончиной 22 декабря 1936 года. В октябре 1940 года в квартире писателя был открыт мемориальный музей. Его интерьер переносит современного зрителя в атмосферу 1930-ых годов, рассказывает об интересах наших бабушек и дедушек в молодые годы. Со временем музей был расширен на два этажа. Судьба и творчество Островского стали примером для многих людей, чьи возможности ограничила болезнь. С 1992 года часть экспозиции посвящена тем, кто, так же как и писатель преодолел недуги и нашёл свое место в жизни, а музей стал называться «Государственный музей – гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского». Слова писателя "Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, сделай её полезной" стали путеводной звездой для героев экспозиции «Преодоление». В августе 2015 года Приказом руководителя Департамента культуры г. Москвы на музей были возложены важные функции городского музейного центра по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами. Сотрудники музея изучают возможности реабилитации с помощью занятий творчеством, разными видами искусства, организовывает выставки, концерты, презентации произведений созданных людьми с ограниченными возможностями. Созданы особые условия, основная экспозиция и выставки доступны для посещения всем категориям инвалидов. В 2017 году музей получил новое название – Государственный музей - культурный центр «Интеграция» им. Н.А. Островского.
О.В. Марьяновская

 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
Форум по астрономии на вопросы отвечает доцент астрономии Харьковского университета
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта