english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

Актуальное в произведениях Студии художников им. В.В. Верещагина МВД России.

Версия для печати Отправить на e-mail
17.01.2016
Актуальное в произведениях Студии художников им. В.В. Верещагина МВД России.
Для создания актуальных художественных произведений огромное значение имеет тема, над которой работает автор. Сила звучания и воздействия  изобразительного искусства на зрителя во многом зависят от его содержания, от того насколько оно близко и понятно современнику. «Произведение многослойно, и один из его слоев – его политическое бытие, включенность в идейную борьбу эпохи».  Творчество Студии художников им. В.В. Верещагина МВД России посвящено важным во все времена и основополагающим для любого государства вещам: законности, защите свободы и безопасности, борьбе с преступностью, патриотизму.  
Студия художников  МВД  была создана в 1969 году по приказу министра внутренних дел СССР Н.А. Щёлокова. Коллектив был сформирован из профессиональных художников. В их числе оказался скульптор Анатолий Бичуков, который вскоре был назначен художественным руководителем. Главной целью работы Студии было патриотическое и нравственное воспитание сотрудников МВД, прославление образа советского милиционера и истории ведомства. Работы студийцев тех времён типичные образцы соцреализма эпохи застоя. Несмотря на критику деятельности правоохранительных органов того исторического периода, всё же это было время подъема престижа милицейской профессии. На картинах студийцев часто можно было видеть сотрудника милиции за чтением книги или за партой.  Тем самым у зрителя формировался образ милиционера, как  культурного, интеллектуально мыслящего человека. Он должен был восприниматься как носитель порядка, дисциплины, защитник граждан и законности. Выставки Студии каждый год  проходили в центральных выставочных залах столицы. Помимо штатных художников к участию в выставках привлекались известные мастера со всей страны. В каталогах разных лет можно найти имена: Дмитрия Налбандяна, Василия Ефанова, Ильи Глазунова, Александра Шилова, Кукрыниксов, Бориса Успенского и Олега Савостюка,  Николая Томского, Льва Кербеля, Дмитрия Тугаринова, Андрея Ковальчука и многих других. 
Вскоре после скандальной отставки Н.А. Щёлокова с поста министра внутренних дел  Студия, созданная им, была закрыта. Однако, со временем существование подобной организации, все же было признано делом нужным.  В 1990 году Студия была создана заново. В 1993 году решением Правительства Москвы ей было присвоено имя великого русского художника В.В. Верещагина. Руководителем был вновь назначен АА.  Бичуков, много сил приложивший для возрождения Студии. В состав вошли молодые художники. Новый этап работы творческого коллектива пришелся на трудное и нестабильное время глобальных исторических перемен в стране: перестройка, развал СССР, создание государства - Российской Федерации,  формирование новой государственной модели и рыночной экономики. В условиях, когда старая социалистическая идеология была полностью разрушена, и подвергнута критике, а новая ещё не была сформирована, художники получили определенную свободу для самовыражения. Даже в таком политизированном ведомстве как МВД, некоторым авторам удавалось создавать действительно актуальные по содержанию произведения, отражающие реальные события в стране, и выражать своё отношение  к происходящему. В известной степени, студийцы оказались в более выгодных условиях. Большинство их коллег - художников метались в поисках актуальных тем, приспосабливались к новым коммерческим условиям, зарождавшегося российского арт-рынка. Произведения верещагинцев стабильно закупались ведомством, и в то же время они могли создавать работы на актуальные темы. Деятельность милиции теснейшим образом связана со всеми общественно-политическими событиями в стране, жизнью людей. Поэтому студийцы затрагивали в своем творчестве многие важные общественно-государственные и социальные вопросы. Ведущими художниками коллектива создавались интересные, острые по содержанию и яркие по форме работы. 
Откликом на события осени 1993 года, роспуск Верховного совета и штурм Белого дома, стал триптих «Россия» художника Валерия Мокрушина. («Россия» 1993г. бум. смеш. техника). Черно-белая графика стала лучшим средством выражения трагизма происходившего братоубийственного конфликта. Центральная часть изображает испещренную пулями, облупившуюся кирпичную стену с надписью Россия!, с восклицательным знаком и горящими свечками у основания. На правой части триптиха - сотрудники милиции, прикрывающиеся щитами от натиска демонстрантов. На левой - похороны погибших милиционеров. Скупой, лаконичный язык этих работ только подчеркивает их подлинную документальность, весь драматизм обстоятельств сопровождавших рождение нового государства. 
Произошедшая в 1986 году авария на Чернобыльской АС, ставшая для всего мира «главным символом краха советской утопии» , нашла своё отражение в работе Вячаслава Желвакова «Чернобыльская боль». Улицы опустевшего города, эвакуация жителей, покрывающий всё вокруг мрак беды и героическая роль сотрудников милиции показаны в этом произведении. Ведь именно пожарные МВД первыми прибыли на ликвидацию пожара на АС, приняв на себя смертельный удар радиации, а затем поддерживали порядок в аварийной зоне. 
Чудовищный террористический акт в Буденовске в 1995 году стал темой серии графики Вячаслава Желвакова «Буденовская трагедия».  10 графических листов объединены в полиптих. Как на киноленте перед зрителем проходят действующие лица и главные события тех страшных дней. Глубоко осмысленные художником, они предстают как символы. Философия образов заставляет задуматься о вечном противоборстве добра и зла, милосердия и жестокости, порядка и хаоса. 
Серия Вячаслава Желвакова «История милиции – история страны» поэтапно, десятилетиями с 1918 года до наших дней, показывает историю СССР и Российской Федерации, и неразрывно связанную с жизнью страны историю правоохранительных органов. Образы известных людей и простых граждан воспринимаются как символы эпохи. Экономические, социальные и политические процессы, протекавшие в стране, показаны лаконичными сюжетами, как бы за рамками, на полях основного действия каждого графического листа. 1970-е годы так называемого брежневского застоя, видятся сегодня автору как достаточно стабильное и спокойное время. Картину внешнего благополучия нарушают лишь остовы разрушающихся храмов и напряженные лица представителей советской интеллигенции. 1980-е  годы предстают как время назревающего кризиса советской системы, подъёма политической активности масс, развенчание прежних идеалов. 1990-е годы это крушение старого мира, старой идеологии и рождение новой России. Возрождение духовности и коммерциализации общества. Художник не просто с документальной точностью фиксирует события прошлого, но осмысливает исторические вехи, развитие и следствия тех или иных событий. В центре каждого листа мы видим картину повседневной работы милиции, возможно, увиденную глазами одного её участников. И это делает зрителя непосредственно сопричастным происходящему, позволяет окунуться в атмосферу времени. Скупые средства черно-белой графики и преднамеренная фотографичность  изображений создают полное ощущение документальности. Построенная автором  общая композиционная схема каждого листа делает идею и содержание интересными и доступными для понимания даже самого неподготовленного зрителя.   Вся серия очень насыщенна исторической информацией, вмещает вековой период жизни нашей страны, и позволяет по новому взглянуть на работу правоохранительных органов. Несмотря на все превратности истории, крушение и возрождение идей и ценностей, главным остается то, что оплотом  порядка, безопасности и мирной жизни всегда были и остаются честные и преданные своему служебному и гражданскому долгу люди.
Проблему личного жизненного выбора человека между добром и злом, в конкретных исторических условиях, поднимает в своих произведениях живописец Юрий Орлов. Одна из его работ, созданная в начале лихих 1990-ых годов называется «Ровесники. Свет и тьма». На полотне изображено двое мужчин, избравших разные пути, но встретившихся в поединке.  Художник очень выразительно изобразил лицо преступника, смотрящего прямо на зрителя, спецназовец же повернут к нам спиной, а лицо его скрыто маской. Это не просто сцена из милицейских будней, но столкновение двух миров, двух разных сознаний и судеб, людей одного поколения. 
Не все произведения студийцев обязательно серьезны, иногда художники обращаются и к чувству юмора. Так графический лист Дмитрия Санджиева «Улица смеха» показывает отражения в кривых зеркалах. В центре композиции милиционер, этакий «Держиморда» с квадратным лицом и огромными ушами, по бокам его добровольные помощники из лиц гражданского населения — дружинники.  На первый взгляд достаточно безобидный юмор, но все, же под ним скрывается все чаще и чаще звучавшее в обществе скептическое отношение к некоторым негативным явлениям в милицейской среде. Становится понятно, что наряду с благородными и героическими образами в работах верещагинцев все же отражаются и  проблемы ведомства. 
Разные  социально-общественные явления1990-ых годов  нашли свое изображение в работах живописца , заслуженного художника России Олега Леонова. Это полотна «Гастролеры», «Чрезвычайное происшествие», «Убийство антиквара» и другие. Узнаваемые образы, различные характерные приметы времени создают яркую и жизненную картину сложного для страны переходного периода. В начале нового столетия внимание художника, как и многих его коллег по Студии, оказалось обращено не к милиции, а к служащим внутренних войск МВД России. Драматические события в горячих точках, примеры подлинного героизма и мужества солдат и офицеров стали благодатной темой для создания  убедительных и ярких произведений. Картины Олега Леонова «Служу Отечеству и спецназу» и «Мы из спецназа» вселяют уверенность, что живы ещё высокие традиции российского воинства и дух патриотизма. К концу первого десятилетия XXI века в творчестве мастера все чаще стал звучать актуальный вопрос о престиже и статусе профессии милиционера. Об отношении к милиции в обществе. Так картина «Выводной» это уже не образ личности, а всего лишь рука человека в серой форме, держащая связку ключей. Знаменитый на всю страну адрес «Петровка 38» только табличка с названием улицы и номером дома.  Одна из картин серии «Петровка 38», созданная в 2009 году и изображающая милицейскую фуражку, плавающую в луже вместе с окурками, и вовсе стала пророческой. В ведомстве назрела потребность в реформах, необходимость в поднятии престижа  мундира стража порядка и  укреплении доверия людей к правоохранительным органам. Эта картина, можно сказать, предвосхитила произошедшее в 2011 году переименование милиции в полицию.   
Творчество бессменного руководителя Студии, скульптора Анатолия Бичукова  носит непреходящий характер. Для МВД им созданы известные памятники, составляющие зримую славу ведомства.  Увековечена память героев - солдат правопорядка и внутренних войск МВД России. Помимо собственных произведений особую честь А.А. Бичукову, как мудрому руководителю делает то, что он сумел сформировать, и  долгие годы ведет через все успехи и трудности такой талантливый и самобытный коллектив как Студия художников им. В.В. Верещагина МВД России.
Ольга Марьяновская
 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта