english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

«Московское метро - музей в недрах столицы».

Версия для печати Отправить на e-mail
17.01.2016
«Метро - музей в недрах столицы». 

В 2015 году Московскому метро исполнилось 80 лет! Мэр Москвы Сергей Собянин, поздравляя москвичей с этой датой сказал: - «Москвичи по праву гордиться красотой, скоростью и надежностью своей подземки. Десятки её станций являются памятниками архитектуры и достопримечательностями Москвы, привлекающими многочисленных туристов. Сегодня мы реализуем масштабную программу развития Московского метро».
Началось строительство метро в 1931 году с постройки части «красной» ветки от Сокольников до Парка культуры. Советские инженеры и архитекторы тщательно изучили и переработали опыт стран, в которых уже был метрополитен. Московское метро должно было стать самым удобным и самым красивым в мире. Лично И.В. Сталин курировал стройку. Было решено строить большую часть центральных станций с глубоким заложением 20 – 30 метров под землей, и лишь некоторые станции с мелким заложением.  Для работы привлекли опытных шахтёров – горняков из Донбасса и передовую советскую молодежь – комсомольцев с заводов и фабрик Москвы. Стройка пошла ударными темпами. На всю страну прославились бригадиры проходчиков Николай Краевский, Василий Полежаев, Леонид Яремчук и трудившиеся наравне с ними девушки бригадиры и ударницы Дора Кривцова, Софья Киеня, Татьяна Фёдорова. Условия труда были очень тяжелые, прямо на ходу внедрялись новые технологии и оборудование.
15 мая 1935 года была открыта первая очередь московского метро – 10 станций Кировской (ныне Сокольнической) линии и 3 станции Арбатской линии.  Этот день стал всесоюзным праздником. Метро поражало своим великолепием, комфортом, художественной отделкой. Неудивительно, ведь для его создания были приглашены самые лучшие архитекторы, художники и скульпторы страны. Благодаря этому московское метро стало не только незаменимым транспортным средством, но и настоящим произведением искусства, отразившим время, в которое оно строилось.   
Станции первой очереди монументальны, торжественны. Особенно красивы центральные станции. «Красные ворота» и «Театральная» (при открытии «Площадь Свердлова») построены по проекту известного архитектора Ивана Фомина, автора концепции «пролетарской классики», суть которой была в том, что бы брать в архитектуре прошлого лишь основу, упрощая  декоративные элементы. В Москве по этому принципу он построил дом «Динамо» на Малой Лубянке, здание Министерства путей сообщения у Красных ворот. Первые станции глубокого заложения имеют массивные конструктивные опоры, но Фомин преобразил мрачное и тесное подземелье в масштабные и перспективные  залы. В отделке станции «Красные ворота» обыгран мотив ворот – пилоны облицованы красным гранитом. «Театральная» напоминает фойе театра, отделана белым мрамором, над скамейками висят уютные светильники-бра. Идейно она связана с Театральной площадью, «Большим» и «Малым» театрами. Впечатление дополняют изящные фарфоровые рельефы на тему «Танцы народов СССР» в нижнем ряду кессонов центрального свода. Они выполнены известным скульптором Натальей Данько.
Значительный вклад в строительство метро внёс архитектор Алексей Душкин.  По его проектам в разные годы построены красивейшие станции: «Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь революции», «Автозаводская», «Новослободская».  Станция «Кропоткинская» («Дворец советов»), открытая в 1935 году, получила несколько международных наград. Стройные, десятигранные колонны, плавно переходящие в свод в форме пятиконечных звезд, скрытая подсветка, светлый мрамор, лаконичность и отсутствие украшений создают ощущение легкости.  Иное впечатление производит «Площадь революции», открытая в 1938 году, тут главная роль принадлежит скульптуре советского классика Матвея Манизера. В углах пилонов по обе стороны от проходов установлены скульптуры, изображающие образы советских людей от 1917 года до конца 1930-х годов. Особенно полюбились пассажирам метро «Пограничник с собакой», «Матрос с револьвером», «Колхозница с петухом», детали этих статуй затерты до блеска на счастье и удачу москвичами и гостями столицы. Есть среди них и скульптура метростроевца с отбойным молотком. Еще одна станция архитектора А.Н. Душкина  занесена в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Это «Маяковская», уникальная своим художественным убранством и новаторской для того времени архитектурой. На станции глубокого заложения вместо массивных пилонов опорами служат легкие стальные колонны, благодаря чему в зале просторно и много воздуха.  Воздушная тема звучит и в оформлении, своды украшают овальные купола, в каждом из которых находиться яркая мозаика,  выполненная по эскизу знаменитого художника Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба».
В конце 1930-х – начале 1940-х годов для украшения метро стали больше привлекать известных художников и скульпторов, чтобы сделать декор богаче и разнообразнее. Даже в самые тяжелые военные годы было пущено в эксплуатацию семь новых красивых станций. Темой их оформления стал ударный труд советского народа в тылу и героическая борьба с врагом на фронте. «Электрозаводская» была открыта 15 мая 1944 года, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, И.Е. Рожин.  Оправдывая свое название, станция очень светлая, благодаря большому количеству светильников, помещенных в круглых кессонах потолка. Стены облицованы белым мрамором и украшены барельефами скульптора Г.И. Мотовилова. «Партизанская» (ранее «Измайловская» 1944г.) поражает своими размерами: двумя платформами и тремя путями. До войны в Измаловском парке планировали строить огромный стадион, поэтому и станцию строили с расчетом на большой поток болельщиков.  Но война внесла свои коррективы, станцию посвятили партизанскому движению, установили скульптуры героев - партизан исполненные М.Г. Манизером.
В военное время, метро спасло москвичей, став надежным бомбоубежищем.  На самой глубокой в те годы станции «Чистые пруды» («Кировская») были размещены отделы Генштаба, рабочие кабинеты Верховного Главнокомандующего и начальника   Генштаба. На «Маяковской» 6 ноября 1941 года проходило заседание Московского Совета депутатов трудящихся с участием И.В. Сталина. 
Станции открытые вскоре после войны посвящены Великой Победе. Это вся кольцевая линия и три станции Арбатского радиуса: «Арбатская», «Смоленская», «Киевская». Именно поэтому они праздничные и величественные, богато украшены произведениями изобразительного искусства. Наиболее запоминающейся можно назвать «Комсомольскую» кольцевую, открытую 30 января 1952 года. Проект станции принадлежит классику русской и советской архитектуры Алексею Щусеву, построившему храм Покрова в Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, Казанский вокзал в Москве и мавзолей В.И. Ленина. Архитектура напоминает храмовую, станция глубокого заложения кажется необычайно просторной и высокой благодаря изящным аркам и колоннам. Восемь мозаичных панно на потолке выполнены в древнерусском стиле по эскизам выдающегося художника Павла Корина. Мозаики посвящены воинской славе России от времен Александра Невского до Великой Отечественной войны. «Киевская» кольцевая (1954 г.) и радиальная (1953 г.) тоже очень нарядные. Кольцевая станция украшена мозаиками, повествующими о событиях общей истории России и Украины, радиальная фресками с сюжетами о трудовых достижениях украинцев и дружбе братских народов. Станция «Белорусская» кольцевой линии (1952 г.) так же оформлена очень красиво и посвящена белорусскому народу.
Смерть «вождя народов», приход к власти Н.С. Хрущева, борьба с излишествами в архитектуре повлияли и на  строительство метро. Год от года станции становились все скромнее, в 1960-х годах на первый план вышли экономичность и  функциональность. Обилие мрамора, бронзы и позолоты   сменила скромная керамическая плитка разных цветов. Использовались типовые проекты.
С середины 1970-х годов станции опять обрели индивидуальность. Произведения скульптуры и  декоративного искусства, более лаконичного стиля, созвучного времени, вновь вернулись в метро. Открытая в 1975 году станция «Пушкинская» своей архитектурой и оформлением напоминает нам о  великом поэте. На «Третьяковской» (1983г.) Калужско-Рижской линии установлены бронзовые рельефы с портретами знаменитых русских художников, представленных в Третьяковской галерее, а так же портрет основателя галереи П.М. Третьякова, выполненные скульптором А.Н. Бургановым. Мозаичные панно  из цветного камня художников М.А. Шорчева и Л.К. Шорчевой украсили станцию «Чеховская» (1987г.). Эти работы посвящены произведениям  А.П. Чехова. «Римская» (1995 г.) декорирована в итальянском стиле произведениями скульптора Л.Л. Берлина из майолики.  В 2003 году были открыты две станции «Парк Победы» - глубина заложения 64 метра. Архитектура современная и элегантная. Станции украшают красочные эмалевые панно, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне, исполненные по эскизам З.К. Церетели.  
Московское метро – уникальный музей под землёй и не раз становилось героем произведений изобразительного искусства и кинематографа, как и люди его построившие. Знаменитый фильм «Добровольцы» со звездами советского кино Михаилом Ульяновым, Элиной Быстрицкой, Леонидом Быковым рассказал о мужественных  первопроходцах столичной подземки. В 1960-е годы веселый обаятельный метростроевец Коля в фильме «Я шагаю по Москве!» Георгия Данелия одна из первых кино ролей Никиты Михалкова. Снимались в метро и сцены из фильмов   «Цирк», «Москва слезам не верит», «Влюблен по собственному желанию», «Курьер», «Змеелов», «Настя», «Летят журавли», «По главной улице с оркестром», «Ночной дозор» и многих других. 
В наши дни метро развивается ускоренными темпами. Ежегодно открывается несколько новых станций, оснащенных для удобства пассажиров самым современным оборудованием, в том числе и с учетом потребностей маломобильных  граждан.  Идет строительство второго кольца, протяженностью 60 километров. Оно пересечет все радиальные линии ближе к окраинам столицы, позволит экономить время и разгрузит центр. В оформлении используются новаторские дизайнерские решения и изобразительные средства. Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сказал в выступлении на открытии фестиваля «Золотое сечение»: «Московское метро исторически считается одним из самых красивых в мире, и столичные власти намерены продолжить традицию создания уникальных станций подземки. Мы ставим перед собой задачу  делать каждую станцию особенной, не похожей на остальные. Наши предки добивались этого даже в более трудные времена, когда в стране не хватало денег. И мы тоже не должны ударить в грязь лицом». 

Ольга Марьяновская
 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
Кинологический клуб Кременчуга, Украина UCI, выдача родословных, уход за щенками.
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта