english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

Александр Рукавишников – мастер и педагог.

Версия для печати Отправить на e-mail
07.09.2014

Александр Рукавишников – мастер и педагог.

Александр Рукавишников российский скульптор, яркий индивидуальный мастер, входящий в число лучших ваятелей мира. Помимо творчества уже много лет он ведет педагогическую работу в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова. В своё время мне посчастливилось попасть в число его первых учеников. Александр Иулианович со студентами был не многословен, но всё что он говорил, оказалось  очень значительным и запомнилось на многие годы. Не всё тогда, в студенческие годы было понятно, но чем больше я работаю и приобретаю собственный опыт, тем чаще я вспоминаю слова своего учителя и лучше проникаю в их смысл. Недавняя  встреча и беседа с Александром Иулиановичем стала для меня большой радостью, открыла новые грани этого замечательного художника, педагога и человека. 

-Уже почти 20 лет, как Вы руководите кафедрой скульптуры и творческой мастерской в МГАХИ им. В.И. Сурикова, а недавно открылась и Ваша авторская школа скульптуры «Рукав». Довольны ли Вы своими учениками?

- Да, я рад, что, несмотря на то, что преподавание моё достаточно эмоционально-хаотично-экспрессивное, а не последовательно-логическое, результаты есть. Недавно, мне в ученики попал даже один гений, он в миллион раз талантливее, чем я и все другие соратники. Удивительный парень. Ощущаю большую ответственность, не стать Сальери, но что бы его и не перехвалить. Не в ту, не в другую сторону. Сейчас многие из моих учеников, уже стали самостоятельными художниками. Вокруг меня сплотился кружок единомышленников, которые и будут преподавать теперь в школе «Рукав».

- Почему у школы такое название?

-С самого детства меня все называют «Рукав». И в школе, и в институте, и когда я активно занимался восточными боевыми искусствами. Ну, Рукав так Рукав.… Будучи «Рукавом»,  не назовешь себя Помодоро! Это имя я и дал своей школе скульптуры. Она находится в только что отстроенном шестиэтажном здании на Земляном Валу 59/2, недалеко от станций метро Таганская и Курская, и занимает примерно половину всей площади дома.

-Чем занятия в школе будут отличаться от института?

-Меня раздражает, что в моем любимом родном МГАХИ им. В.И. Сурикова очень длительные сроки постановки этюда. Считаю, что скорость и оптимальность в скульптуре влияют на качество произведения. Скульптура должна быть спонтанной, излучающей энергию, а не вымученной  и засушенной. За годы творческой и педагогической работы у меня сформировались свои соображения относительно магии или что ли таинства объёма в пространстве. Должен сказать, что школа будет дорогая, потому что я устал от постоянных проблем с пластилином, мрамором и моделями. Не могу же я преподавать виртуально.  Давно мечтаю создать микро-рай для скульптора, где бы учащиеся могли без всяких экономических проблем работать, совершенствовать свое мастерство. На первом этаже находится ресторанчик, дизайн которого я сам делал, там такая, немного странная атмосфера, за стеклом на втором этаже открыта для обозрения мастерская, и можно видеть, как работают художники в беретах с муштабелями. Там иногда проходят мастер – классы по скульптуре, рисунку, живописи, дизайну. В этом месте царит атмосфера «light»  искусства, творческая среда. А наверху уже обычные учебные мастерские. В здании школы экспонируется коллекция произведений художников из династии Рукавишниковых, моих учеников и некоторых других художников. 

-Вы блестяще создаете реалистические памятники, и вместе с тем неустанно экспериментируете с формой и поиском новых выразительных средств в скульптуре. Как сочетаются традиции и современность?

-Существуют законы жанра, современного искусства, это я понимаю. Но наивно пытаюсь с этим побороться, опираюсь на традиции, вместе с тем не стою на них как в академии  XIX века, а двигаюсь вперед. Меня удивляют люди моего возраста, которые всю жизнь рисовали крынку с огурцами и вдруг говорят: «Я решил прикоснуться к инсталляции…».  Возникает щемящее жалостное чувство. Зачем? Это дело молодых. К тому же они не понимают того, что чем старше становишься, тем отстраненнее ты от молодых, и тем интереснее им, потому что, так как ты, другие уже не делают. Я считаю кому-то надо идти в противоположном направлении, чем мэйнстрим. Своими писками я не стремлюсь только удивлять людей. Важна глубина и серьезность профессиональных задач. При создании памятников тем более, ощущаешь ответственность перед разными слоями населения. Не хочется зрителя обескураживать, унижать его чувства. Скажем, памятник Юрию Никулину на Цветном бульваре в Москве или Дмитрию Донскому в Коломне - это всеобщее достояние. Видел, как перед памятниками святым люди молятся, встают на колени. Поэтому тут нельзя само выражаться, это было бы нечестно. Если же делаешь хороший, качественный духовно наполненный реализм, не свалившись в слащавость или другие крайности, ты честен.

 Первым шажком в сторону отступления от традиционного подхода к созданию памятника для меня стал недавно установленный в Москве памятник великому музыканту Мстиславу Ростроповичу.  Лично знал и любил его, и мне хотелось сделать произведение действительно достойное этого человека. Когда я приступал к работе, Г.П. Вишневская сказала мне: «Сделай хорошо!» и показала хранящийся в её коллекции гениальный портрет С.В. Рахманинова, созданный художником Борисом Григорьевым. В характерной для Григорьева манере Рахманинов изображен старым, похожим на обезьяну, рисунок весь кривой, но необычайно выразительный. Эрудиция и культура заказчика всегда имеют огромное значение.  Благодаря общению с глубоко чувствующей высокое искусство Галиной Павловной Вишневской я понял, что для раскрытия яркой, драматичной личности  Ростроповича нельзя ограничиться красиво вылепленной, изящной фигурой на классическом постаменте. Тут должен быть мощный образ. Фигура музыканта сделана мною по другим принципам – не совсем реалистичной. Спина, голова, руки все утрировано, искажено, ассиметрично. В станковой скульптуре я это давно применяю. Работать так над памятником я осмелился впервые, рядом с реализмом, но двигаясь в сторону решения своих творческих задач.

-В начале 2013 года в Московском музее современного искусства прошла Ваша выставка, пользовавшаяся большим успехом и вызвавшая резонанс среди специалистов и зрителей. Расскажите о новых работах, экспериментального характера, которые были на выставке.

-Я экспериментирую в скульптуре с самого начала своей деятельности. Может быть за исключением первых детских романтических работ. С 1980-х годов начинаются мои поиски. К примеру «Ручное доение 4» старая работа, в связи с технологическими сложностями она долго оставалась незаконченной, и ждала большой персональной выставки. Эта тема занимает меня давно. Здесь и искреннее желание превознести контакт человека с животным, и некий трагизм. Ведь там изображены только фрагменты коров, срезы. Работа сделана с умышленным  нарушением пропорций, мне, не важно пропорциональна ли голень бедру или нет. Имеет значение, где этот объём начинается, и где заканчивается и какой ритм он поддерживает либо нарушает с другими объемами и ритмами. Задачи не в угоду обывателю, а сугубо скульптурного характера. Художник Василий Ситников говорил, что нужно вытравить в себе понятие о пропорциях и линии и оставить только объём в пространстве. По большому счету это очень мудро. В этих работах важен первый слой восприятия, который должен вовлечь в созерцание и осмысление других слоев произведения, которых там как минимум семь.

 -Хотелось бы немного приоткрыть содержание Ваших сложных многослойных произведений читателям журнала. Например, расскажите о скульптуре «Как бы».

-Этой работе посвящена целая глава моей новой книги. Я много лет живу в деревне на Истринском водохранилище. Были разные времена, но того что там творится сейчас не было никогда. Тотальная помойка по берегам. Я бывал во многих странах мира, но подобного я не видел нигде и никогда. Причём люди, которые оставляют всю эту помойку, приезжают каждую неделю на те же места, и делают то же самое. Только снег или первая трава слегка прикрывают всё это. И был ещё один щемящий случай, после которого я решил сделать серию «Как бы». Были страшные морозы, горы грязного снега по обочине дороги, и замерзла собачка. Она сидела и как бы голосовала проезжающим машинам, лапка была поднята. Труп собачки. А все проезжали мимо. Ну что же это за люди! Под таким впечатлением я сделал эти работы, изобразив похожих на людей существ, у которых есть ноги, руки, нос, глаза, но нет души. 

-Очень необычная Ваша новая скульптура «Няня». Она посвящена А.С. Пушкину?

-Скульптура связана с Пушкиным. Вначале я думал назвать её «Саша с няней», но решил что просто «Няня» лучше. Все знают о няне А.С. Пушкина Арине Родионовне. Когда она начала воспитывать будущего поэта, ей было не так много лет, около сорока. Скульптура сделана таким образом, что цилиндр Пушкина является талией няни, которая как бы в его мыслях, над ним. Головной убор няни напоминает русский национальный с «пушками» - шариками из пуха. С одной стороны это вроде бы образ России, с другой няня поэта. Она немного хулиганская, показывает язык. Мы не знаем, какой она была на самом деле, но несомненно, что она повлияла на поэта. Пушкин изображен в подростковом возрасте, когда ребенок превращается в юношу, у него смешанные ощущения, еще формируется отношение к России, к няне, к женщине. Вещь ассоциативная.

-Скульптура «Прощальная Санчин» это новое видение образа В.И. Ленина?

- Я долго собирался сделать эту вещь. «Санчин» - позиция в восточных боевых искусствах, переводится название как солнечные часы. Ленин изображен в этой позиции. Для меня было важно ни в коем случае не глумиться над образом человека, которого уже нет среди нас. Сейчас много орут про Сталина и Ленина, но попробовали бы те, кто пишет сказать все это им при жизни. А, сейчас, когда их нет, когда уже нет и Советского Союза нехорошо издеваться. Да и скульптура не для этого существует, это же не карикатура. Поэтому мне хотелось сказать о Ленине с грустью, чем то это может быть похоже на фильм А. Сокурова о Ленине. Пропорции нарушены, но рост Ленина 1 метр 67 сантиметров я взял точно. Мы стали свидетелями уходящей советской эпохи. Разрушения всего, что формировало мировоззрение людей того времени, да и многих наших современников. Ленин является  символом всего этого, и его изломанный странный силуэт, уже не в бравурном, но в прощальном жесте протянутая рука символизируют уход эпохи, прощание с ней. Ведь уже и в наши дни не все среди молодежи точно знают кто такой Ленин.

- В своих скульптурах Вы часто деформируете, нарушаете целостность формы. С какой целью? 

-Мне нравится оставлять какие-то куски скульптур, которые устраивают меня на этапе прокладки. Я разрушаю поверхность, при этом стараясь не разрушить основную форму. Это сродни приемам джазового музыканта, когда он настолько уходит от темы, что слушатели боятся, что он к ней не вернется, а он возвращается. Это сугубо скульптурная задача, и в данном случае это уместно, делает образ Ленина еще трагичнее.

-То есть это всегда связано с образом и работает на выразительность?

-Конечно. Когда это нужно, оправдано, я это делаю. А когда нет, делаю форму звенящей и натянутой.

-А почему у Ленина («Прощальная Санчин») такой драгоценный глаголь, как бы из золота и украшенный камнями?

-Ну, это тоже связано с эпохой, иногда сомнительной по вкусу, помпезной. Первоначально я даже хотел назвать скульптуру «Вождь на глаголе», но потом отказался от этого. Абстрактное решение еще больше раздражает зрителей и наводит на размышления. Есть ещё такой момент –мне не приятно стадное чувство художников. В то советское время я потерял полжизни, на художественных советах просматривая и оценивая изображения В.И. Ленина. Памятники, бюсты, тогда все только и делали: Ленин, пионер, солдат. Раньше меня это злило, раздражало. Прошло двадцать, тридцать лет и теперь Ленина никто не делает, как будто его и не было. Это неправильно, я собираюсь лепить Ленина, Сталина, Троцкого, Карла Маркса, но по-новому, со своим отношением. Если бы они были идиотами, они не смогли бы сделать то, что сделали. Это немного парадоксально, но мне кажется, в этом, что то есть. По всему миру идет борьба с курением, и я согласен с этим. Но сейчас самое время изображать курильщиков. У меня есть серия рельефов, посвященная курильщикам, и я её буду продолжать.

-Расскажите о серии «Воины».

-На выставке была создана инсталляция. Головы  воинов выставлялись на металлической конструкции, наподобие строительных лесов, в плане в форме прямоугольника и возвышаясь в сторону от зрителя. Параллельно в зале показывали банальные компьютерные детские войнушки - стрелялки. Что бы сбить серьезность и пафос, но подчеркнуть никчёмность и идиотизм войны, которая нужна только горстке кукловодов. Живы эти войны или нет, никто не знает, ни я, автор, ни зрители. Мы видим результат, трагедию всех этих игр. Это войны всех эпох и народов, сейчас их около сорока пяти, я буду дальше работать над серией, постараюсь никого не забыть. Там есть: филистимлянин, ассириец, древний еврей, фашисты, советский воин, белогвардеец, красноармеец... Некоторые образы персонифицированы, я изобразил известного хоккеиста Александра Овечкина, некоторых своих друзей. Хочу сделать в этой серии портрет Владимира Высоцкого, возможно, он будет матросом.

-Вы давно разрабатываете тему язычества. Чем Вас привлекают языческие мотивы?

-Мы все вышли из этого, это наши корни. Наивно было бы знать кто твой папа, и не знать кто твой дед. Вся наша культура, поэма Александра Блока о скифах и многое другое, всё это без каменных баб, колтов, кокошников и других языческих предметов и символов было бы неполноценно. Поэтому меня всегда раздражает, когда в учебниках по истории пишут, что Русь началась в IX  веке, а до этого гориллы бегали с дубинами. В 1990-х годах, кажется, на Алтае нашли гроб с телом принцессы, жившей более двух с половиной тысяч лет назад. Голову княжны украшал полутораметровый парик из конского волоса, она была одета в шелковую рубаху, и там было много других ценных находок. Я не претендую на исследовательское утверждение или труд, что было, так или иначе. Я современный человек и пытаюсь предположить, как жили те люди, которые в отличии от нас были ближе к природе, наивно воспринимали вселенную, и главное имели звериную интуицию, а она, на мой взгляд, ценнее, чем мозг. И делаю такие вещички.

-Ряд новых женских образов объединен в серию «Большая девочка». Какова идея?

-Это поле для проб и экспериментов и создания своего женского образа. Каждый значительный скульптор создал свой образ, и мне хочется создать свою женщину. Недавнюю выставку я назвал «Сечения», и ученикам я все время говорю о сечении в скульптуре. То есть для меня важно найти свойственное только мне сечение формы.

-Как Вы думаете, зрители понимают Ваши произведения?

- Надеюсь, что нет! Если серьезно, я ведь многого не знаю про население нашей страны и тем более других стран. Мне сказали, моя последняя выставка, прошедшая в Московском музее современного искусства, собрала зрителей больше, чем выставка великого Йозефа Бойса. Притом, что не было особого промоушена. Читая книгу отзывов, я понял, что народ наш я не знаю. Мне очень понравилось, что отзывы были контрастные, неравнодушные - 90% было восторженных отзывов и 10% очень резких критических. Некоторых шокирует эротика, тетки. Но это лишь первый провокативный ход. Зрителя необходимо зацепить, раздражить,  что бы в дальнейшем он смог увидеть большее, чем простая сюжетная линия. Того же кто мыслит сугубо внешними, литературными понятиями остается пожалеть и посоветовать больше ходить в музеи. 

-А что Вы хотите сказать молодым скульпторам?

-Я призываю современных скульпторов, соотечественников и зарубежных, работающих на территории России, бережнее относиться к зрителям, и не делать посредственных вещей, которых было так много в советское и постсоветское время.  Цинизм в скульптуре недопустим, хотя бы потому, что она стоит долго, так или иначе влияет на сознание и засоряет психосферу планеты вместо того чтобы очищать её.  У нас в Сурке хорошие ребята - выпускники, мы стараемся сохранять школу. Но сейчас все кому не лень стали скульпторами и пытаются творить.

-Тут надо обладать культурой и профессионализмом?

-Да, но в первую очередь честностью. Не можешь ты, делать хорошо, так и не надо путем подкупов лесть в скульптуру. В советское время была хотя бы, какая то бы школа. Но сейчас города засоряются вещами, которые к скульптуре не имеют никакого отношения. Идет подмена: князья, святые, священнослужители, но сделано все это в сто раз хуже, чем Ленины советского времени. Это стаффаж. И стоят эти вещи рядом с шедеврами древней архитектуры, на которые, слава богу, у коммунистов не хватило взрывчатки. Тогда взрывчатки не хватило, ничего… теперь мы туда Кирилла и Мефодия поставим. Кто это? На голове хула-хупы вместо нимбов. Горожане смеются: «Мы их называем Чип и Дейл»! Главное ведь было взять деньги и сбежать. Плевать на ответственность, на всё! Тем более что теперь ни у кого не поднимется рука снести и переплавить памятник святым. Даже  не смотря на то, что он падает с постамента, голова в пять раз больше чем должна быть. Это страшная штука. Таких случаев сейчас море. 

 Записала ученица А.И. Рукавишникова скульптор Ольга Марьяновская.

  

 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
Искусство почтой почта и конверт вот инструменты MAIL ART художника
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта