english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

Москва в творчестве Василия Кандинского.

Версия для печати Отправить на e-mail
15.03.2009
Москва. Василий Кандинский
Знаменитый русский художник Василий Кандинский жил и работал в разных странах, но многие картины посвятил своему любимому родному городу – Москве.
         Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 4-го декабря 1866 года в семье коммерсанта. Отец художника переехал в Москву из Восточной Сибири, где издавна жили его предки. Самые ранние и яркие детские впечатления маленького Василия связаны с Москвой. Впоследствии, став художником, живя заграницей, он многократно обращался в творчестве к темам связанным с родным городом.

 

      В воспоминаниях он поэтично и с большой любовью описывает «самый чудесный час» московского дня: «Солнце уже низко и достигло той своей высшей силы, к которой оно стремилось весь день, которой оно весь день ожидало. Не долго продолжается эта картина: еще несколько минут и солнечный свет становится красноватым от напряжения, все краснее, сначала холодного красного тона, а потом все теплее. Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как труба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство – лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающий в каждом тоне высшую жизнь, заставляющий звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра. Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламеннокрасные дома, церкви – всякая из них как отдельная песня, - бешено зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег,  или allegretto  голых веток и сучьев, красное, жесткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлевской стены, а над нею, все превышая собою, подобная торжественному крику забывшего весь мир аллилуйя, белая, длинная, стройно-серьезная черта Ивана Великого. И на его длинной, в вечной тоске по небу напряженной, вытянутой шее – золотая глава купола, являющая собою, среди других золотых, серебряных, пестрых звезд обступающих ее куполов. Солнце Москвы»[1].Творческий путь художника начался поздно. В 1886 году он поступил в Московский университет на юридический факультет. Изучал право, политическую экономию и статистику, интересовался этнографией. По поручению «Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» совершил путешествие в Вологодскую губернию для изучения крестьянского права. Эта поездка произвела на будущего художника неизгладимое впечатление. Он был поражен красотой русского народного искусства: древними храмами, старинными крестьянскими избами, национальными костюмами. Вся эта красочность, декоративность послужили благодатной почвой для его воображения. В свободное время он все больше и больше занимался живописью.

  Научная карьера Кандинского складывалась успешно. После окончания университета он стал ассистентом кафедры, а вскоре ему предложили место профессора в университете в Дерпте. Но, любовь к искусству оказалась сильнее, и, оставив блестящие перспективы, он вступил на тернистый путь профессионального художника. Василий уехал в Германию учиться в известной школе живописи Антона Ашбе. Несколько лет он усердно  осваивал рисунок и живопись, поступил в Мюнхенскую академию. С детства свободно владевший немецким языком Кандинский быстро приобрел друзей и единомышленников. Начало его самостоятельного творческого пути было связано с созданием и руководством художественно-выставочного объединения «Фаланга». Яркая индивидуальность и эрудиция Кандинского привлекали коллег, и  он не раз становился главой разных художественных союзов. Он занимался живописью и графикой. Его волновала проблема синтеза искусств. В эти годы учебы и работы в Германии художник не терял связи с Россией. Как корреспондент журнала «Мир искусства» он писал статьи, участвовал в выставках Московского товарищества художников, и мысли его часто были обращены к родине. Одна из ранних работ «Двое на лошади» 1906 год, изображает чудесный город с золотыми куполами церквей на берегу реки, похожий на Москву, и обнявшуюся пару в русских костюмах, верхом на лошади.  Картина очень романтичная, напоминает драгоценную мозаику на темном фоне. Красочную панораму русской жизни изобразил живописец на полотне «Пестрая жизнь» 1907 года. Здесь как в калейдоскопе отражена многоликая Россия: пастушок, играющий на дудочке, монах-схимник, витязь на коне, старик-странник с заплечным мешком и краснощекая баба в сарафане. А на горе видны стены древнего белого города. 

Главную роль художник отводил цвету, его психологическому воздействию на человека, в теоретической работе «О духовном в искусстве» он писал: «таким образом цвет является средством, чтобы осуществлять непосредственное влияние на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунная рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».[2] Продолжая творческие поиски, Кандинский постепенно уходил от натурности в сторону символизма. Он пришел к мысли что, предметный мотив в искусстве не главное, Василий Кандинский. Композиция.стремился к автономности языка цвета и форм. Но, тем не менее, и в этот плодотворный период  творчества Москва постоянно присутствует в его работах. В картине «Маленькие радости» 1913 год она явственно узнается в городе, раскинувшемся на холмах, так же как и в «Картине с солнцем» на стекле 1910 год, и многих других полотнах.

Еще один сюжет у Кандинского связанный с Москвой – это святой Георгий небесный покровитель Москвы. Его образ часто возникает в произведениях этого времени. Художник олицетворял святого Георгия с победой добра над злом, духовного над материальным. Новое художественное объединение созданное им имело символическое название «Синий всадник», прообразом которого был святой победитель дракона. Синий же цвет для Кандинского, небесный «духовный цвет». Это объединение просуществовало недолго, но его выставки и альманах были ярким явлением искусства XX, повлиявшим на все его дальнейшее развитие.

Кандинский все больше уходил к абстрактной живописи, освобождая свои композиции от предметности. Однако, с самого начала он понимал опасность ничего не говорящей самостоятельности цвета и формы. Художник находил и изображал формы напоминающие зрителю о предметных образах, наполнял их эмоциями и духовным содержанием. Он писал: «Начни мы уже сегодня полностью обрывать узы, связующие нас с природой, направь мы все силы на освобождение от нее, дабы ограничить себя одними лишь комбинациями чистого цвета и независимой формы, мы создали бы произведения, которые выглядели бы, как геометрический орнамент, - грубо говоря, такие произведения уподобились бы ковру, галстуку. Красота цвета и формы не есть достаточная цель искусства.»[3]

Василий Кандинский находился в зените своего творчества когда началась Первая мировая война. Из Германии он уехал в Россию, снова жил и работал в Москве. В 1916 году написал картину «Москва I. Красная площадь.»  В этом произведении предметное соседствует с беспредметным. Весь пейзаж заполнен высокими домами, куполами церквей, цвета яркие и оптимистичные. Большинство работ мастера этого времени беспредметные, но в то же время он написал с натуры серию реалистических московских пейзажей, как будто предчувствуя скорую разлуку с любимым городом. Сразу после революции 1917 года Кандинский вел активную организаторскую и педагогическую деятельность, работал в Организации охраны памятников при Наркомпросе, руководил Институтом художественной культуры (Инхук), преподавал в Московском университете и Вхутемасе. За короткое время он успел сделать многое для художественной жизни Росси первых послереволюционных лет.  С Москвой были связаны и изменения в личной жизни художника, здесь он встретил Нину Андриевскую, на которой женился в 1917 году.

В декабре 1921 года по заданию Российской академии художественных наук Кандинский уехал в Германию для установления культурных связей. В Россию ему уже было не суждено вернуться. До 1933 года он жил и работал в Германии, и преподавал в знаменитом Баухаузе, художественном институте, бывшем, как и Вхутемас в Москве, проводником новых идей. После прихода к власти в Германии фашистов, Кандинскому с женой пришлось бежать во Францию, где он и прожил последние 10 лет жизни. Во Франции он был признанным художником, в Германии же фашисты объявили его искусство «дегенеративным», а оставшиеся там картины были распроданы за пределы третьего рейха. В 1944 году в Париже состоялась последняя прижизненная выставка В. Кандинского, а 13 декабря 1944 года он умер в Неий-сюр Сен под Парижем.

  Ольга Марьяновская



[1] В.В.Кандинский. Текст художника. Ступени. М., 1918. С. 12, 13.

[2] В.В. Кандинский. О духовном в искусстве // Труды Всероссийского съезда художников. Т. 1 Х

[3] Хайо Дюхтинг. Кандинский. М. 2002. с.39-40.

 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта