english english_flag.gif
Кременчуг - старые фотографии





Забыли пароль?
Advertisement

О профессии скульптор.

Версия для печати Отправить на e-mail
11.07.2009
О  профессии скульптор.
Скульптура очень древнее искусство, первые  образцы  её появились одновременно с наскальными рисунками в пещерах первобытных людей. Это были женские фигурки и головки, изображения животных. Пролежав тысячи лет в земле, они сохранили свое обаяние и тепло человеческих рук. Дальнейшее развитие цивилизации сделало скульптуру средством возвеличивания и прославления богов, царей, императоров и героев. Именно благодаря скульптуре мы можем судить о жизни и искусстве, облике людей и идеале красоты Древнего Египта, Передней Азии, Древней Греции и Древнего Рима. Разрушились многие здания, погибли фрески, но скульптура, изваянная из камня или отлитая из металла, прекрасно сохранилась до нашего времени. И по сей день, непревзойденными остаются совершенство и гармония древнегреческой скульптуры, ставшей образцом для изучения и подражания художников всех последующих веков. В средние века скульптура стала неотъемлемой частью романских и готических соборов, замков. Эпоха Возрождения подарила миру великих мастеров Микеланджело, Донателло, Верроккьо. В Европе ярче всех в скульптуре себя проявили Италия, Франция и Германия. Здесь сложились богатые, многовековые традиции этого искусства. Бернини, Канова, Гудон, Фальконе, Роден, Бурдель, Майоль, Мариино Марини, Джакометти и многие другие великие мастера известны во всем мире. Скульптурой всегда богато украшались храмы, дворцы, парки, много памятников устанавливалось на улицах и площадях городов.  И сегодня работы современных художников достойно соседствуют с произведениями классиков и старинной архитектурой. 
 В России в допетровское время скульптуры было очень мало. В основном её развитие началось со строительством  Петербурга, и после создания Российской Академии художеств. Из Франции был приглашен педагог, который обучил нескольких талантливых россиян в соответствии с традициями европейской академической школы. Это были первые русские скульпторы: Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский. Они и их ученики заложили основы скульптуры в России. С тех пор русскими художниками было создано много замечательных произведений. И по сей день, не утрачены традиции. Сформировавшаяся поздно, отечественная скульптура сохранила мастерство реалистического искусства и интерес к духовному миру человека. Произведения многих наших современных авторов убедительное тому подтверждение.
В самой профессии скульптора мало, что изменилось с древних времен. О том, как работали художники Древнего Египта, мы можем судить по найденной на раскопках мастерской автора знаменитых портретов фараона Эхнатона и царицы Нефертити, придворного скульптора Тутмоса. Конечно, с тех пор появились новые технологии и материалы, технические устройства для обработки бронзы и камня, и облегчающие труд скульптора. Однако, по прежнему главный инструмент это руки художника, создающие произведение, передающие ему свою энергию, тепло, и наполняющие его жизнью. Для максимальной выразительности язык скульптуры должен быть лаконичным, детали  тщательно отобраны, силуэт красив и четок. Важно умение выбрать нужный материал и грамотно использовать его свойства. 
Профессия скульптор - сложная и дорогая. Дорогая в том смысле, что создание скульптуры процесс, как правило, долгий и многоэтапный, требующий больших физических сил, дорогостоящих материалов и участия специалистов других профессий. Допустим, если это произведение из бронзы, то помимо работы самого автора, ещё нужен труд форматора и литейщика.  Скульптуру из камня часто рубит не сам художник, а специальные мастера по камню вырубают её по модели из гипса, а автор уже только дорабатывает поверхность. Конечно, есть скульпторы, которые всё делают своими руками: формуют, льют из бронзы, рубят мрамор и гранит. Но вся эта технологическая работа отнимает много времени и сил художника, которые он мог бы потратить на новое произведение. При создании памятника тем более не обойтись без помощников. Известным скульпторам, как правило, помогают их ученики. Они делают всю подготовительную, черновую работу, а затем лепят из глины будущий памятник вместе с учителем. Затем его формуют и отливают из бронзы. Для этого уже нужны производственные условия и целые бригады литейщиков и форматоров. Необходимо так же участие архитектора для создания постамента памятника, планировки и оформления территории вокруг него.
Свой первоначальный замысел скульптор, обычно, осуществляет в мягком материале - в глине, пластилине иле воске, на каркасе или без, в зависимости от размера и характера будущего произведения. Следующий этап это гипс, а затем уже воплощение в окончательном, долговечном материале. Различным материалам нужны и разные способы обработки: лепка – в глине, пластилине и воске, ваяние или высекание – в камне, резьба в – дереве, литье и чеканка в металле. Для каждого вида работы существуют специальные, профессиональные инструменты.   
 Основные направления работы скульптора  это: монументальная,  мемориальная и парковая скульптура, портрет, декоративная, станковая и скульптура малых форм. Монументальная скульптура всегда служила для прославления идеологий, государственных и политических деятелей. Увековечивала память исторических событий и отдельных выдающихся личностей науки и искусства. Памятники организуют пространство площади или сквера, создают акценты в городе. Сейчас уже трудно себе представить Москву без памятников А.С. Пушкину или Юрию Долгорукому, а Санкт-Петербург без «Медного всадника» или «Александровской колонны».  В наши дни устанавливается много новых памятников писателям, поэтам, художникам, композиторам и даже героям литературных произведений. 
Само название «Парковая скульптура» уже говорит за себя.  Она украшает фонтаны, скверы, парки, улицы. Очень много парковой скульптуры в европейских городах, в Санкт-Петербурге, в подмосковных музеях-усадьбах Архангельское, Кусково. В Москве вокруг ЦДХ есть целый парк современной скульптуры.
 Мемориальная скульптура это надгробия, мемориальные доски, посвященные историческим событиям или известным людям. Большинство произведений скульптуры древности, дошедшие до нас, имели именно мемориальный характер. Среди современной мемориальной скульптуры есть немало интересных произведений. Кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге и Новодевичье в Москве не только места упокоения великих людей, но и настоящие музеи скульптуры под открытым небом.
Прекрасный и всегда актуальный жанр искусства – портрет. Он сохраняет для потомков черты выдающихся людей прошлого. Так по древнегреческим и древнеримским портретам мы представляем себе облик мыслителей древности, а по портрету Гудона мы можем судить о Вольтере.  В России и сейчас сохранилась крепкая реалистическая школа позволяющая создавать замечательные скульптурные портреты современников.
Большое распространение в наше время получила станковая скульптура. Эти небольшие произведения могут жить в музейных и выставочных залах или интерьерах жилого дома. Темы таких работ различны: от библейских сюжетов до обнаженных женских этюдов, забавных композиций и абстрактных форм.  
Декоративная скульптура украшает фасады зданий, интерьеры. Она проектируется вместе с архитектурой,  и создается в едином с ней стиле. Чаще всего это рельефы, но бывает и круглая скульптура.
Скульптура малых форм есть, как правило, в каждом доме: симпатичные фигурки из фарфора, керамики, бронзы, чугуна. Конечно много дешевого ширпотреба, но есть и высокохудожественные, уникальные вещи. Не стоит относиться к этому искусству как к милым безделушкам. Многие выдающиеся художники работали в малой пластике. Автор памятника Петру I в Петербурге - знаменитого  «Медного всадника» Э-М. Фальконе руководил скульптурной мастерской при Севрской фарфоровой мануфактуре, создал множество миниатюрных шедевров. Известные русские скульпторы сотрудничали с фарфоровыми производствами, заводом Каслинского литья из чугуна.
 Сегодня скульптура обогатилась новыми разнообразными материалами, а вместе с ними и новыми пластическими приемами, неожиданными возможностями. В 2005 году в ЦДХ в Москве прошла выставка знаменитого английского скульптора Тони Крэгга. Он в своей работе использует и привычные: металл, дерево, фарфор, гипс, а так же стекло, современные синтетические материалы и даже игральные кости. Наши художники тоже работают с поролоном, папье-маше, пустыми бутылками и медицинскими банками, проволокой, бумагой… Разные направления творчества авторов требуют и различных средств выражения от традиционных до самых радикальных.  Замечательно, что традиции сосуществуют с новаторством, и современный художник может свободно выбрать путь, отвечающий его стремлениям и видению мира.

скульптор, искусствовед
Ольга Марьяновская


 
< Пред.   След. >
 

В сентябре 2017 в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" ул.Тверская 14 состоялась выставка "Посвящение мастеру". Ольга Марьяновсая - организатор и участница выставки, приуроченной к 100-летию учителя, выдающегося скульптора  - народного художника СССР, академика Владимира Ефимовича Цигаля.

_2017.jpg

 
Ольга Марьяновская

         

 

 

 

29 марта 2010 года Ольга Марьяновская  награждена Дипломом Российской Академии художеств.

 
    lorh.jpg

 

 

 

 

В октябре 2009 года на территории Всероссийскогго научно исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха 

Продолжение...
 
magazin.jpg
Журнал Департамента культуры г. Москвы "Человек Культура Город" опубликовал заметку об Ольге Марьяновской. Июль-август 2009г 
Продолжение...
 
 
скульптор Ольга Марьяновская © 2018
Главная | Ссылки | Галерея - Скульптура | Карта сайта | Обмен ссылками | Новости справа | Контакты | Инструкции | Lee
Обработка мрамора Москва строится все о мраморе
На главную Контакт Расширенный поиск Карта сайта